vbalashiha (vbalashiha) wrote,
vbalashiha
vbalashiha

Categories:

Кому выгодно слияние подмосковных муниципалитетов

Если коротко:

 - объединение выгодно строительным компаниям и их лоббистам
 - губернатору
 - жители от всего этого процесса получат шиш с маслом

  Экономические и политические причины укрупнения городов, поселений и районов называет руководитель Центра международных исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Михаил Нейжмаков


  Ещё осенью 2013 года, разъясняя суть административно-территориальных реформ в Подмосковье, глава региона Андрей Воробьёв называл причиной этих мер стремление сократить число муниципальных чиновников и затраты на содержание местных органов власти, поддержать дотационные «слабые» территории благодаря их присоединению к экономически более сильным и повысить их инвестиционную привлекательность. В марте 2015 года, обосновывая объединение Климовска, Подольского района и Подольска, глава последнего Николай Пестов, заявил, что такой шаг помог бы «решению инженерно-технических и транспортных вопросов, повышению бюджетной обеспеченности и обеспеченности учреждениями социальной сферы» и оптимизации тарифов на услуги ЖКХ.

 Но, скорее всего, не менее важны другие экономические и политические причины слияния подмосковных муниципалитетов. Обратим внимание, что в первых рядах этого процесса оказались города ближнего Подмосковья — Королёв и Юбилейный, Балашиха и Железнодорожный. Эти территории, несмотря на активную застройку в последние годы, всё ещё сохраняют потенциал для нового жилищного строительства. Укрупнение даёт возможности для переформатирования рынка коммерческой застройки подобных населённых пунктов. А для строительных компаний, которые сохранят или усилят свои позиции в таких городах в ближайшие годы, работать с одной администрацией большого территориального образования куда удобнее, чем «подбирать ключи» к каждой из администраций муниципалитетов поменьше.

По схожим причинам укрупнение муниципалитетов упрощает реализацию крупных инфраструктурных проектов, с которыми, не в последнюю очередь, ассоциировался приход Андрея Воробьёва к руководству регионом.

  С политической точки зрения, слияние муниципалитетов пока привело не к масштабному обновлению местных элит (чего некоторые ожидали от нынешнего руководства области), а к перераспределению влияния между старыми. Отметим, что пока укрупненные муниципальные образования возглавляли именно руководители старого призыва, правда, направленные в новые для них города («Большой Королёв» возглавил Александр Ходырев, с 1996 года бывший главой Реутова, «Большую Балашиху» — Евгений Жирков, с 2003 года руководивший Железнодорожным). Впрочем. в Подмосковье, где муниципальные элиты имеют тесные связи с федеральными, их масштабное единовременное обновление вряд ли возможно.

 Наконец, укрупнению муниципалитетов способствуют нынешние политические реалии. Губернаторские выборы сейчас, чаще всего, проходят по сценарию «референдума о доверии» главе региона, опасность поражения для последнего крайне мала. Это снижает влияние глав муниципальных образований, поддержка которых имела бы куда большую ценность в условиях острой конкуренции на выборах (например, как это было во время выборов главы Подмосковья в 1999 году). То есть, в нынешних условиях появление крупных муниципальных образований несёт меньше политических рисков для руководства регионом.

 Укрупнение муниципалитетов периодически встречает сопротивление на местах. О них могут открыто прохладно высказываться представители местных элит (так, в декабре 2013 года тогдашний глава Юбилейного Валерий Кирпичёв отмечал, что не видит плюсов в объединении его города с Королёвым). Он может встречать активное сопротивление и части местных общественников. Навскидку вспомнить акции против объединения Балашихи и Железнодорожного, а также кампанию против присоединения к Подольску и Климовску в Подольском районе.

 Скорее всего, больше всего согласований и проблем на пути к укрупнению будет в городах и районах, где активнее всего ведётся коммерческое жилищное строительство. С одной стороны, здесь придется учитывать интересы и разногласия игроков строительного рынка. С другой, в таких городах, на фоне недовольства многих жителей слишком масштабной застройкой, сформировались местные общественные движения, с опытом проведения протестных кампаний и активными сторонниками. Такие протестные группы будут добиваться, чтобы и мнение недовольной части жителей было учтено.

Источник: REGNUM

Tags: Балашиха, Жирков, губернатор, объединение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments